новости ритейлановости ритейла: исследованияновости ритейла: события

Итоги 2018 года на рынке non-food ритейла

Итоги 2018 года на рынке FMCG-ритейла

Продолжаем подводить итоги 2018 года и анализировать ситуацию в основных сегментах розничного бизнеса Беларуси. Во втором выпуске собрали самое интересное и важное на рынке non-food-ритейла. В первом выпуске представлены итоги года на рынке FMCG-ритейла

К non-food отнесены такие направления розничного бизнеса, как DIY, Drogery, товары для детей, «Техника и электроника» и прочие — остаются «разными планетами», которые мало пересекаются друг с другом, и каждая из них живет своей жизнью.

Напоминаем, что представленные данные могут служить основой и источником информации для аналитики рынка и принятия решений.

Общие показатели отрасли

2018 год стал годом стабильного роста розничного товарооборота, который продержался на уровне +9% по сравнению с прошлым годом. Последние данные Белcтата за январь-ноябрь: 40 288,0 млнрублей или +8,8%.

Валовый внутренний продукт Беларуси за январь – ноябрь 2018 г. оценивается в 111 млрд рублей, что на 3,2% больше, чем за аналогичный период 2017 года. Индекс-дефлятор ВВП в январе – ноябре 2018 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составил 112,5%.

Ритейл в Республике Беларусь занимает 2 место среди отраслей экономики по вкладу в ВВП страны, что составляет 9,7%.

Реальные располагаемые денежные доходы населения Республики Беларусь в январе – октябре 2018 г. составили 108,1% к уровню января – октября 2017 г.

В общем объеме денежных доходов оплата труда занимает 64,1%, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, – 8%, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты населению) – 23,5%, доходы от собственности и прочие доходы – 4,4%.

По последним данным Белстата в структуре розничного товарооборота продовольственные товары составляют 53%. Данный сегмент рынка обеспечивается в основном за счет товаров, производимых в Республике Беларусь.

Отечественные товары среди реализованных организациями торговли продовольственных товаров составляют 79,5%, а по ряду товаров спрос покупателей практически полностью удовлетворяется за счет продукции белорусских производителей.

По прогнозам Правительства инфляция в этом году будет на уровне 6%. Показатель инфляции, который, по оценкам МАРТ и Нацбанка является оптимальным, составляет 4-5%.

Обеспеченность населения торговыми площадями на 1000 человек в целом по стране по состоянию на 1 июля 2018 г. составила 740 кв.м (на начало года этот показатель составлял 711кв.м).

Всего в белорусском ритейле работает 55143 субъектов хозяйствования, 19504 из которых – юридические лица, 35639 – индивидуальные предприниматели.

Общее количество торговых объектов по всей территории Республики Беларусь составляет 110525 единиц. Их суммарная площадь равна 6 352 915 кв.м.

DIY ждет волшебного пинка от Leroy Merlin

В начале года два крупнейших оператора открыли свои новые строительные гипермаркеты:

1. В Бресте 28 февраля компания «Эрнис» открыла третий и самый крупный в сети гипермаркет «Материк». Его общая площадь составляет 15 тыс. кв. м, торговая — 12 тыс. кв. м.

2. ООО «Астомстрой» открыла свой пятый в Минске (седьмой во всей сети) гипермаркет Mile на месте бывшего «Декорума» по пр. Независимости, 171 (около бизнес-центра «ХХI век»).

Третий DIY-оператор ОМА имеет на начало 2019 года 30 магазинов, в числе которых пункт самовывоза интернет-покупок.

Однако самой ожидаемой новостью стало объявление о выходе на белорусский рынок в 2019-м году французского DIY-ритейлера LeroyMerlin. Компания уже выкупила площадку под свой первый магазин в Минске на ул. Тимирязева рядом с автоцентром «Хёндэ АвтоГрад». Эксперты рынка единодушно оценили эту новость как позитивную. Приход в Беларусь такого международного игрока как Leroy Merlin позитивно повлияет на бизнес-климат в стране, приведет к усилению конкуренции в данном сегменте и, как следствие, снижению цен для потребителей.

Подробнее читайте здесь:

Leroy Merlin постороит первый гипермаркет сети в Минске

Свои амбиции по развитию сети магазинов стройматериалов и инструментов под торговой маркой «Мастак» летом этого года заявила компания «Инструменткомплект Борисов».

Первый магазин компания открыла в Борисове 2 года назад на территории основной локации офиса и складов. В этом году в Минске на пересечении МКАД и Слуцкого шоссе открылся второй магазин сети. В планах компании на ближайшие годы расширять сеть магазинов в Минске.

Drogery: рынок близок к насыщению

В начале апреля крупнейший в беларуси ритейлер«Евроторг» (сети «Евроопт», «Бруснiчка», «Техноплюс», «E-доставка», «Гипермолл», онлайн-дискаунтер «Е-дисконт») объявил о запуске новой сети магазинов косметики, парфюмерии и бытовой химии «Магия». Управляющей компанией новой сети стало ООО «Розничный стандарт».

Компания вышла на достаточно конкурентныйрынок, где уже давно работают такие сети, как «Мила» (320 магазинов) и «Остров чистоты» (450 магазинов).

На момент старта компания «Розничный стандарт» сообщала о планах открыть до конца года не менее 100 магазинов «Магия» по всей стране. Потенциал роста данного сегмента рынка оценивался в 400−500 торговых объектов. Инвестиции в новый проект «Евроторга» составляют более $3 млн. На начало года в Беларуси работает 91 магазин под этой торговой маркой.

Кроме развития сети, новый ритейлер открыл пока единственный в Беларуси дрогери-гипермаркет«Магия» на территории гипермаркета «Евроопт» по ул. Монтажников площадью 2 тыс. кв.м и предложил более 30 тыс. наименований товаров, часть из которых импортируется компанией «Евроторг» эксклюзивно для этого формата.

Товары для детей: продажа «Буслiка» и приход в Беларусь «Детского мира»

Этот сегмент ритейла в ближайший год ожидает бурное развитие. На рынке пока работает по сути единственный оператор — сеть магазинов товаров для детей «Буслiк» (45 магазинов). В декабре прошлого года польская компания CDRL (занимается дизайном, производством и дистрибуцией детской одежды и обуви)закрыла сделку по покупке 90% беларусской «Торгово-промышленной группы Вест Ост Юнион», владеющей данной сетью магазинов.

Новые владельцы сохранят бренд «Буслiк». В ближайшее время планируется инвестировать в повышение эффективности работы сети и увеличение доли рынка. Новые владельцы подкорректируют ассортимент, изменятся интерьер и экстерьер магазинов, а также большое внимание будет уделяться развитию e-commerce (доля онлайн-продаж увеличить до 20%).

О своих планах по выходу в 2019 году на белорусский рынок заявила российская розничная сеть «Детский мир». Компания в перспективе планирует занять не менее 20% белорусского рынка детских товаров. Объем данного рынка оценивается почти в $600 млн (40 млрд рос. руб.).

Техника и электроника: уменьшение площадей, интерактивные форматы

В данном сегменте на рынке Беларуси работает 4 оператора: «5 элемент» (54 магазина), «Электросила» (28 магазинов), «Техноплюс» (28 магазинов) и «Корона ТЕХНО» (11 магазинов).

Наиболее активным и самым крупным по количеству магазинов игроком на рынке является сеть «5 элемент». Осенью даже появились слухи о том, что ЗАО «Патио», которая владеет данной сетью, купила у «Табакинвеста» сеть «Корона ТЕХНО». Однако ситуация намного проще «Корона ТЕХНО» уходит с рынка, а площади, которые они занимали в ТЦ «Замок» и пр., будут сдаваться в аренду другим лицам.

В НАСТУПИВШЕМ ГОДУ В БЕЛАРУССКОМ СЕГМЕНТЕ «ТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА» ОСТАЕТСЯ ТОЛЬКО ТРИ ОПЕРАТОРА.

Свои последние магазины сеть «5 элемент» открывает в новой концепции организации пространства: зонирование, эмоциональный дизайн, удобное представление ассортимента, промо-зоны и пр. Большой акцент делается на омниканальность — покупатель может приобрести товар в оффлайне и онлайне и забрать его в любом магазине или через доставку. Из последних проектов можно отметить магазин в ТРЦ GreenCity и в могилевском ТЦ «ПАРК Сити».

На новых площадках ритейлер также проводит кибер-турниры, предоставляя аудитории новый опыт коммуникации с продуктом, эмоции и вовлекая в продукт. Осенью были проведены по FIFA19, FORZA и Dota 2.

С операторами в данном сегменте активно конкурируют онлайн-игроки. В связи с этим вендоры начинают пересматривать свою политику и обращать больше внимание на онлайн, а конкуренция смещается в интернет-сегмент.

Среди заметных проектов в Non-food-сегменте стоит отметить открытие обновленного магазина «Офистон Маркет» по ул. Сурганова, 54. Площадь магазина увеличилась до 300 кв.м, а количество товарных позиций (SKU) — до 7000.

Одно из ключевых направлений, которое развивает ритейлер в своей ассортиментной политике — продукции для творчества, хобби, увлечений художественных и арт-товаров.

В данном сегменте в Беларуси представлена российская сеть «Леонардо», которая еще в конце 2017 года открыла свой первый магазин в Беларуси на 4-м этаже ТРЦ Galleria Minsk. Он стал 87-м во всей сети ритейлера. В магазине представлено более 60 тыс. наименований товаров для всех известных видов рукоделия, творчества и декора.

Источник: https://belretail.by.