Когда в Беларуси появится собственный бренд?

Об этом сообщил на церемонии закрытия международной конференции «Брендинг дестинаций: инновационные идеи для привлечения туристов», которая  прошла в Минске 6-7 июля, заместитель министра спорта и туризма Михаил Портной. По его словам, практические рекомендации по созданию бренда Беларуси уже выработаны, и к концу года его представят общественности для обсуждения.

Зачем вообще нужен бренд?

Событие  подобного масштаба прошло в Беларуси впервые. В течение двух дней опытные эксперты из 30 стран рассказывали, разъясняли  и показывали участникам, что такое бренд и зачем он нужен каждой стране.  Генеральный секретарь UNWTO Талеб Рифаи открыл конференцию такими словами: «Сегодня мир стремительно меняется. Выживут те, кто сумеет приспособиться к изменениям». В качестве примера этих изменений он привел ситуацию в мировом туризме: «Если в 1950 году во всем мире насчитывалось 25 млн путешественников, то в прошлом году их было уже 1235 млн. Путешествия стали самым популярным видом занятий, несмотря на природные катаклизмы и политическую обстановку. Один из шести жителей земли ежегодно путешествует. Туризм – это новые рабочие места, экономические выгоды и новые возможности.  К 2030 году ЮНВТО прогнозирует, что количество туристов увеличится до 1,8 млрд! Наши потомки назовут наш век веком путешествий».

Он отметил, что  тема конференции назрела и очень важна: «Невозможно серьезно говорить о туризме и не говорить о том, что мы думаем о себе, о своей стране! Бренд – это душа и суть данного места, дестинации. Это то, что каждый должен унести с собой после посещения страны. Чтобы путешественник закрыл глаза и представил – вот она, Беларусь!». «Я с нетерпением жду, когда у вашей страны появится свой бренд», – добавил Талеб Рифаи.

За два визита в Беларусь у генсека ЮНВТО сложился определенный образ: «Беларусь – просто красивая страна. Когда я летел вечером на самолете, то подо мной проплывал ковер из зелени, я видел мозаику из озер, полей и лесов… Красивая – вот ключевое слово.  У меня название вашей страны ассоциируется с итальянским словом bella, что значит красивая. И это нужно использовать!»

Бренд должен работать

Создать бренд – это только часть работы. О том, как создавался имидж Украины как туристической дестинации, рассказал начальник Департамента по туризму Минэкономики Украины Иван Липтуга. Он сообщил, что в прошлом году в Киеве состоялась аналогичная конференция, и отметил, что Украина тоже не так давно задумалась о продвижении: «Когда все страны занимались брендингом, мы об этом еще не думали». К более интенсивным действиям подтолкнул отток туристов почти в два раза в связи с известными событиями: «Ничто так не способствует продвижению, как отсутствие денег». Известно, что страны с сильными брендами, которые уже работают, тратят на продвижение гораздо меньше средств. Сегодня бренд Украины выглядит так:

собственный бренд

Для того чтобы создать бренды дестинаций с учетом их специфики, в департаменте разработали стратегию брендинга на 10 лет. Одним из самых удачных примеров создания бренда, получившего всеобщее признание и популярность, стал бренд Одессы. Там был проведен конкурс, и в результате выиграл символ, представляющий якорь в форме сердца,  разработанный дизайнерской студией Артемия Лебедева. Сегодня этот логотип и бренд используется буквально везде – есть сайт, выпускается рекламная продукция, сувениры и пр. Поэтому, по мнению эксперта, главное, чтобы созданный бренд нравился людям, жителям дестинации. И тогда они с удовольствием будут его использовать.

odessa-logo-options-640x394.jpg

Следующий впечатляющий пример успешного и работающего бренда страны представила генеральный директор совета по туризму Словении госпожа Майя Пак. Она рассказала, что существующий сейчас бренд «Я чувствую Словению» или I feel Slovenia начал рождаться 10 лет назад: «Процесс создания возглавил именно туризм, вывел бренд на лидирующие позиции, а затем начал работать на другие отрасли». В основу был положен зеленый цвет: «Зелень Словении – это не просто зелень. Она имеет особый оттенок, говорящий о богатстве нашей природы. Более того, этот оттенок показывает гармоничный баланс между природными богатствами и деятельностью населения». Одной из важнейших составляющих, дающих бренду жизнь и силу, являются люди: «Люди – это эмоции, они помогают выполнить те обещания, которые даются брендом». Для туристической отрасли в стране был выбран лозунг «Словения – зеленая, активная и здоровая». Бизнес выбрал для себя несколько другой слоган: «Зеленая, креативная, умная». Созданный бренд поддерживают на спортивных мероприятиях: к примеру, на прошедшей европейской велогонке использовался слоган «Боремся за зеленое». На укрепление и дальнейшую раскрутку бренда работает специально созданный портал, на котором главным стал лозунг «Словения – новые воспоминания», активно используются соцсети. В результате, по словам Майи Пак, только в прошлом году 42 млн человек из всех стран мира выразили желание побывать в Словении.

i-feel-slovenia14254140040.jpg

Malaysia+Truly+Asia+E28093+The+Essence+of+Asia+video2C+honored+in+France+....jpgУдачными примерами брендов были названы также «Малайзия – это настоящая Азия», «Невероятная Индия» и пр. С помощью брендов были изменены традиционные  (и не всегда положительные) представления о таких странах, как Колумбия, ЮАР, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Белиз и др.

 

Попытки создания бренда в Беларуси

 Сказать, что в Беларуси никогда и никто не занимался созданием бренда, было бы неправильным. Безусловно, отдельные попытки делались и делаются в настоящее время. О том, как для брендинга использовалась популярная в мире игра «в танчики», рассказал Иван Живица – PR-специалист компании СООО Game Stream (Минский центр разработки Warming.net). Кроме использования результатов этой популярности (а сегодня в эту игру в мире играет более 110 млн человек) – создания праздника для виртуальных и реальных танкистов, приглашения на мероприятия известных людей и пр., главным «кейсом» стал совместный проект с «Белавиа» по созданию «танколета». По словам эксперта, благодаря этой акции сегодня о Беларуси узнали во всем мире.

9b0d0861da5398449fc38cbe431c3feb

О том, как в рамках проекта «Поддержка устойчивого развития туризма в Беларуси» шла разработка брендов для пяти дестинаций, рассказал Виталий Яцкевич, представляющий PG Publik Group. Он отметил, что было выделено пять основных стилистик для каждой дестинации. Например, суть бренда Нарочи получилась такой: «Безмятежность, расслабленность, омоложение, тонизирование». Ключевой метафорой стало слово «Здоровье». Суть бренда «Каменец–Пружаны» сформулирована так: «Не испорченный, увлекательный, наполненный энергией, интригующий».  Все созданные бренды выглядят так:

Кроме того, идет работа и над общим брендом страны. По словам специалиста, главными составляющими этого бренда станут ключевые понятия «Люди, природа, животные». Образцы найденной стилистики были представлены на рекламной продукции, которую получили участники конференции.

Руководитель проекта «Поддержка устойчивого развития туризма в Беларуси» Янез Сирше в заключительной части мероприятия сказал, что в настоящее время в Беларуси необходимо сближение позиций власти и туристического бизнеса, создание ассоциации, рабочих групп, совместных дискуссионных площадок, передача функций от власти (финансирование проектов объединений), лоббирование интересов туризма. И тогда можно будет говорить о бренде страны.

Источник: tio.by

About the author: Дарья Филипчук