Стратегический альянс в ритейле: Евроопт и Лента

Евроопт и Лента – ООО «Евроторг» (торговая сеть «Евроопт»), крупнейший ритейлер Беларуси, и «Лента», одна из крупнейших розничных сетей России, подписали соглашение, с целью организации совместных закупок продовольственных и непродовольственных товаров.

На первом этапе стороны в рамках подписанного соглашения компании намерены всесторонне изучить возможности для организации совместных закупок продовольственных и непродовольственных товаров. «Лента» и «Евроопт» будут обмениваться информацией о поставщиках и ценах, и в случае взаимного интереса, участвовать в совместных программах закупок.

8561_evroopt-uschyol-iz-onlayn-rОднако бизнесу нужны реальные контракты и продажи, поэтому вряд ли этап изучения и обмена информацией займет длительное время.

В рамках соглашения также предполагается взаимодействие в области собственных торговых марок (СТМ). Компании договорились о возможном сотрудничестве в области поставок товаров под собственными марками «Ленты» в магазины «Евроопта», а также включения продукции под СТМ «Евроопта» в ассортимент «Ленты».

Сообщается также, что компании также достигли соглашения о совместных разработках маркетинговых концепций и инновационных линеек продукции.

По оценке российской стороны, реализация совместных проектов с ООО «Евроторг» позволит повысить эффективность закупочной деятельности обеих компаний, а также даст дополнительный толчок к развитию российских и белорусских производителей.

Белоруссия – «это российское окно в Европу», «Лента» могла бы оптимизировать импорт из Европы с учетом опыта «Евроопта» и закупать в Белоруссии местные овощи и фрукты, мясную, кондитерскую и молочную продукцию, полагает Бурмистров. Для «Евроопта» интересно было бы работать с поставками непродовольственных товаров из Китая и других стран Юго-Восточной Азии, которые есть у «Ленты», добавляет эксперт.

ЛентаПо словам представителя «Ленты» Анны Мелешиной, Белоруссия – давний партнер по поставкам, в стране есть развитая система логистики и производства, поэтому «выбрать одного из крупнейших ритейлеров страны для партнерства логично».

СТМ «Евроопта» бывают в том числе и импортные, сообщало в 2014 г. БелТА: за рубежом производятся те товары, которые в Белоруссии произвести невозможно – например, отсутствуют технологии, нет соответствующего сырья. Предполагается закупка произведенных в Белоруссии и России товаров под СТМ «Евроопта», о поставках продуктов, произведенных за пределами Белоруссии, в странах, откуда импорт в Россию запрещен, речи не идет, уточнила Мелешина.

ВАЖНО!

ФКТИсм-9Объединения конкурентов – форма стратегического альянса, направленного на получение выгод в определенной области по отношению к конкурентам, не участвующим в альянсе.
 
Так, в 2014 г. объединить часть закупок на международном уровне договорились германская Metro и французская Auchan. Они получили возможность вести переговоры с «наиболее важными международными поставщиками брендированных товаров» на глобальном уровне, а также совместно закупать непродовольственные товары. Кроме Metro схожие соглашения у Auchan было с Systеme U, похожее соглашение заключено между двумя другими французскими ритейлерами – Casino и Intermarchе.

 «Это партнерство позволит <…> белорусским производителям нарастить объемы экспорта в Россию», – цитируется в сообщении компаний председатель совета директоров «Евроторга» Андрей Зубков.
“Совместные проекты позволят повысить эффективность закупок обеим компаниям“, считает гендиректор «Ленты» Ян Дюннинг.
 

“Вероятно, партнерство «Ленты» и «Евроопта» связано с тем, что компании «нашли синергетический эффект», говорит гендиректор производителя чая Milford Илья Блинов: “при закупках у них будет единое планирование, можно будет снизить расходы”.

 

“Это также возможность для сети эффективнее работать в условиях изменившегося закона о торговле“, добавляет Артем Белов из Союзмолока.

 

“Помимо других причин, не исключено, что в будущем «это может быть потенциальная сделка M&A», предполагает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева: «Лента» сможет проанализировать привлекательности рынка и изучить поведение потребителей”.

 

“Как правило, укрупнение операций розницы улучшает условия закупок и логистику”, согласен директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков. Для отечественных производителей такая кооперация – это и вызов, и возможность, рассуждает он. «С одной стороны, совместные закупки сетей приведут к давлению на цену поставки, но с другой – для наиболее эффективных производителей откроются возможности и будут упрощены механизмы по расширению поставок на рынок другой страны», – оценивает Востриков. Сейчас многие участники «Руспродсоюза» поставляют продукцию в «Евроопт», говорит он; также велика доля белорусских товаров в рознице в России.

 

«Наше сотрудничество пока не имеет аналогов на территории СНГ, хотя весьма распространено на зарубежных рынках», – заявил Дюннинг.

 

Справочно:

Крупные продовольственные ритейлеры в России действительно до сих пор не создавали больших закупочных союзов, однако более мелкие игроки и продавцы непродовольственных товаров уже имеют опыт похожих альянсов. Так, региональные российские ритейлеры в 2007 г. на базе Союза независимых сетей создали закупочный союз, в него вошло более 80 локальных игроков. В начале 2015 г. региональные торговые сети магазинов косметики и бытовой химии объединились в «Дрогери союз», одна из целей – совместные закупки.

Справочно:

  • «Лента» – первая по размеру торговых площадей сеть гипермаркетов и пятая среди крупнейших розничных сетей России (по размеру выручки за 2015 г.). Компания была основана в 1993 г. в Санкт-Петербурге. «Лента» управляет 189 гипермаркетами в 77 городах по всей России и 47 супермаркетами в Москве, Санкт-Петербурге и Центральном регионе с общей торговой площадью 1 138 609 кв.м. Средняя торговая площадь одного гипермаркета «Лента» составляет около 5 800 кв.м, средняя площадь супермаркета – 1 000 кв.м. Компания оперирует семью собственными распределительными центрами. Компания развивает несколько форматов гипермаркетов с низкими ценами, которые отличаются маркетинговой и ценовой политикой, а также ассортиментом товаров местных производителей. По состоянию на 30 июня 2016 г. штат Компании составлял около 34 134 человек.
  • «Евроопт» – самый крупный белорусский ритейлер, годовая выручка – около $1,5 млрд, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. 

 

 

 

 

Об авторе: ADM

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.