Инновации в торговле: кассы самообслуживания — опыт торговых сетей

Кассы самообслуживания прочно входя в число инновационных разработок, на которые обращают внимание крупнейшие торговые сети.

 

Из истории касс самообслуживания

Первый в мире магазин с кассами %d0%ba%d0%b0%d1%81%d1%81%d1%8b-%d1%81%d0%b0%d0%bc%d0%be%d0%be%d0%b1%d1%81%d0%bb%d1%83%d0%b6%d0%b8%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8fсамообслуживания начал работать в 1992 году в супермаркете сети Price Chopper в Нью-Йорке
Систему изобрёл доктор Ховард Шнайдер, и получил на неё в 1992 году патенты в США. В 1997 году NCR — известная корпорация в сфере производства торгового оборудования — создала первый прототип своей машины самопроверки. К 2003 году эти автоматы получили широкое распространение, поставляясь в комплектации с большинством оборудования NCR, Fujitsu/ICL и IBM
Например, корпорация NCR (Дулут, США), разработчик передовых технологических решений, реализует кассовый узел NCR SelfServ Checkout Convertible. В Европе кроме NCR и Fujitsu системы самообслуживания представлены кассами ITAB, Wincor Nixdorf и IBM (совместно с Toshiba).

 Преимущества

Касса NCR SelfServ Checkout Convertible имеет два режима (самообслуживание и обслуживание при участии кассира), используемые в зависимости от модели работы предприятия розничной торговли и потока покупателей. Для поддержки двух вариантов обслуживания система оснащена вращающимся основным дисплеем, вспомогательным дисплеем и панелью для обслуживающего персонала. Это позволяет предприятиям розничной торговли заметно улучшить качество обслуживания покупателей в зависимости от загруженности кассовой линии, а также повысить эффективность работы персонала.
Для магазинов малого формата разработана компактная версия  NCR SelfServ Checkout Express Convertible. Express Convertible может использоваться как в единичном варианте, так и в составе группы терминалов.В наши дни в периоды снижения потока покупателей кассиры либо просто «сидят без дела», либо закрывают кассу и переходят к выполнению других обязанностей в магазине. А если поток покупателей увеличивается, кассиру приходится протискиваться сквозь ряды покупателей, чтобы вернуться на свое рабочее место. Благодаря возможности переключаться между режимами самообслуживания и обслуживания с участием кассиров предприятия розничной торговли могут повысить пропускную способность касс и эффективность работы персонала в условиях колебания потока покупателей.

Вместо одной кассы с кассиром на той же площади устанавливается 4-6 касс самообслуживания. Это позволяет магазинам экономить на персонале и более гибко выстраивать график работы касс. Кроме того, это увеличивает пропускную способность магазина и снижает очереди. Некоторые магазины устанавливают кассы самообслуживания, чтобы разделить поток покупателей — покупатели с небольшим числом товаров в корзине не стоят в общей очереди с покупателями с тележками, заполненными продуктами.

 Технологические решения

Технологии самообслуживания все больше набирают популярность не только на западном, но и на российском рынке. Среди наиболее перспективных направлений можно выделить Self Checkout (селф-чекаут/кассы самообслуживания) и Self Scanning (технология, когда покупатель самостоятельно сканирует товары в торговом зале магазина). Технология Self Scanning предусматривает, что при входе в магазин покупатель получает специальный терминал (или используя собственный смартфон), затем сканирует необходимые товары и откладывает в свою корзину, а затем лишь осуществляет оплату на обычной кассе или на кассе Self Checkout. Таким образом, кассиру не нужно сканировать товары, он только осуществляет расчет с покупателем, что значительно повышает скорость обслуживания.

Self Scanning также позволяет наблюдать за маршрутом покупателя в торговом зале и отображать рекламную информацию (акции, скидки, специальные предложения) на дисплее телефона или терминала в соответствие с его передвижением в том или ином отделе магазина. Таким образом, Self Scanning не только дает возможность перераспределить поток покупателей, сократив очереди, но и технология Self Scanning повышает лояльность покупателей, предоставляя им полезную информацию во время шоппинга.

Оплата товара производится на месте — обычно терминалы самообслуживания принимают и наличные, и банковские карты. Некоторые терминалы также умеют обрабатывать скидочные карты и карты лояльности. В конструкции касс с выходными воротами покупатель сканирует чек и только после этого выходит из зоны самообслуживания. Как правило, в зоне самообслуживания находится помощник, который следит за происходящим на кассах и отвечает на вопросы покупателей. Если возникли подозрения, он может попросить покупателя показать чек и сверить его с покупками.

Примеры внедрения

кассы самообслуживания

Кассы самообслуживания — сеть «Магнит»

 

 

 

 

кассы самообслуживания

 

 

 

Кассы самообслуживания — сеть «Магнолия»

 

 

 

 

 

кассы самообслуживания

 

Кассы самообслуживания — сеть «Spar»

 

 

кассы самообслуживания

 

Кассы самообслуживания — сеть «Перекресток»

 

 

кассы самообслуживания

кассы самообслуживания

 

 

Кассы самообслуживания — сеть «Auchan»

 

 

 

 

Так, сеть супермаркетов «Виктория» в Москве подвела итоги первого месяца работы касс самообслуживания.

Тестирование проводилось на кассах-трансформерах с использованием технологии Convertible, способных работать как в режиме кассира (например, в часы пик), так и в режиме кассы самообслуживания. Оказалось, что доля транзакций на автоматических кассах превысила 40%.
Пилотный проект по установке касс самообслуживания запустился в 2015 году. Тогда один из супермаркетов был оборудован классическими устройствами Self-Checkout.
Кассы самообслуживания существенно ускоряют процесс покупки для клиентов с небольшой потребительской корзиной (в среднем из пяти товаров), что способствует увеличению пропускной способности магазина. Средняя скорость обслуживания покупателя на автоматической кассе составляет около одной минуты.
До конца года «Виктория» планирует оснастить кассами самообслуживания еще три торговых объекта.
По словам директора дивизиона «Виктория» Олега Жуникова, в Великобритании на кассы самообслуживания приходится до 90% от общего количества транзакций.
«Технологии способны обеспечить нам дополнительное конкурентное преимущество. Мы получаем возможность предложить потребителям улучшенный сервис без увеличения численности персонала», — подытожил Жуников.
Информация подготовлена по материалам: http://www.retail-loyalty.org, ru.wikipedia.org, http://new.shtrih-m-rostov.ru/

Об авторе: ADM

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.