Антонио Гауди: сказочник Барселоны

Величайший архитектор современности Антонио Гауди известен на весь мир своими невероятными, захватывающими дух и поистине волшебными творениями.

От чертёжника фонарей до архитектурного гения.

Испанский архитектор Антонио Гауди-и-Корнет появился на свет 25 июля 1852 года в маленьком городе Реус в Каталонии. После смерти его матери, троих братьев и сестры, еще совсем юный Антонио вместе с отцом и племянницей перебирается в Барселону. Там, после 5 лет подготовительных курсов, его принимают в Провинциальную школу архитектуры, которую Антонио оканчивает в 1878 году. В 1870—1882 годах Антони Гауди работал под началом архитекторов Эмилио Сала и Франциско Вильяра чертёжником, безуспешно участвуя в конкурсах; изучал ремёсла, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т. д.), проектировал также мебель для собственного дома.

Страдая ревматизмом, Антонио много времени уделял пешим прогулкам в одиночестве, наблюдая за природой. Именно в природе великий мастер нашёл свое вдохновение, сформировав свой собственный, неповторимый стиль. Стены, крыши, окна, двери изгибаются и искривляются, сливаясь в единый организм. Его здания похожи то на диковинных животных, то на растения или скалы. Чтобы не резать помещения, Гауди придумал собственную безопорную систему перекрытий. Безудержная фантазия сочеталась с тонким математическим расчётом, умением и желанием экспериментировать с новейшими строительными материалами. Он начинал стройку, не имея готовых чертежей. Так, как каждый выстроенный дом Гауди считал живым существом, то верил, что каждому его созданию требуется свобода для роста. И порой целые помещения, не понравившиеся архитектору, могли пойти под снос.

Но ни одна идея не смогла бы найти реальное применение без финансовой поддержки, которую архитектор нашёл в лице промышленника, эстета и мецената графа Эусебио Гуэля. Гуэль был богатейшим человеком, текстильным магнатом, и поэтому мог позволить себе заказывать у Гауди различные проекты. Благо, что взгляды графа и архитектора полностью совпадали.

Творения архитектора

За всю свою жизнь Антонио Гауди реализовал 18 архитектурных проектов. Стиль, в котором творил мастер, относят к модерну. Однако фактически в своём творчестве он использовал элементы самых различных стилей, подвергая их творческой переработке. Творчество Гауди можно разделить на два периода: ранние постройки и постройки в стиле национального модерна (после 1900 г.).

Дом Висенс

Одним из первых проектов Антонио стал дом для семьи Висенс (1883—1888). Постройку в 1878 году заказал владелец керамической фабрики Мануэль Висенс. Однако уже в 1899-м его вдова продала особняк, и в течение трёх поколений он служил фамильным домом семьи Эрреро-Ховер, пока в 2007-м не был снова выставлен на продажу. И лишь в 2014 году дом был выкуплен андоррским банком семьи Мора. И теперь дом Висенс планируется сделать музеем, также он включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2005 г.

289526
Дом (каса) Висенс представляет собой практически правильный четырёхугольник, форму которого нарушает лишь столовая и курительный салон. Особняк украшают башенки, эркеры, балконы и выступы на фасадах.

Дворец Гуэля

Настоящую известность Антонио приносит дом фабриканта в Барселоне — Дворец Гуэля. Этот архитектурный шедевр настолько сильно отличался от остальных построек того времени, что почти тут же сделал архитектора одним из самых популярных и модных специалистов в Барселоне. У него стали заказывать всё более необычные постройки в его собственном стиле. На сегодняшний день любой желающий может войти внутрь здания и лично убедиться в гении его автора. Дворец включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1984 года.

guel_sobor-1
На фасаде здания выделяются две пары больших ворот, через которые конные экипажи и повозки могли следовать непосредственно в нижние конюшни и погреба, в то время как гости могли подниматься по лестницам на верхние этажи.
G?ell_palace_2
Настоящей изюминкой дворца являются дымоходы, которые поражают своим разнообразием цвета и форм.

Парк Гуэля

Одним из самых интересных и причудливых проектов Антонио Гауди стал Парк Гуэля, который задумывался как целый жилой район в стиле модной в то время английской градостроительной концепции «города-сада».

Для реализации проекта в 1901 году Гуэль приобрёл 15 гектаров земли, которая была разрезана на 62 участка под строительство частных особняков. Все участки были выставлены на продажу, но продать удалось только два, один из которых приобрел сам Гауди: пустынная местность, удалённая от центра города, не привлекала барселонцев. Экономические неудачи проекта вынудили наследников Гуэля продать парк мэрии Барселоны, которая превратила его в городской парк. На территории парка располагается Дом-музей Гауди. Он был открыт в его бывшем особняке, в котором Антонио жил с 1906 до самой смерти в 1925 году, в 1963 году Обществом друзей архитектора и содержит образцы мебели, созданной Гауди.

Глав­на­я до­стоп­ри­ме­ча­тель­ность парка – яр­ка­я зме­е­вид­на­я скамь­я, о­кайм­ля­ю­ща­я до­ри­чес­кий храм, расположенная на его крыше, у­хо­дя­ща­я вдаль и возв­ра­ща­ю­ща­я­ся из ни­от­ку­да – у­ди­ви­тель­ный па­мят­ник бес­ко­неч­но­сти. Скамье была придана специальная форма, совпадающая с очертаниями тела сидящего человека. Гауди добился этого, усадив рабочего на непросохшую глину, и запретил ему вставать, пока материал не затвердеет.
Глав­на­я до­стоп­ри­ме­ча­тель­ность парка – яр­ка­я зме­е­вид­на­я скамь­я, о­кайм­ля­ю­ща­я дорический храм, расположенная на его крыше, у­хо­дя­ща­я вдаль и возв­ра­ща­ю­ща­я­ся из ни­от­ку­да – у­ди­ви­тель­ный па­мят­ник бес­ко­неч­но­сти. Скамье была придана специальная форма, совпадающая с очертаниями тела сидящего человека. Гауди добился этого, усадив рабочего на непросохшую глину, и запретил ему вставать, пока материал не затвердеет.
park_guell_1
«Зал ста колонн» на самом деле содержит 86 дорических колонн и имеет хорошую акустику, что часто используется местными музыкантами. Его потолок, имеющий замысловатую форму, украшен мозаикой и фальшивыми замка?ми всё с той же причудливой керамической облицовкой, что и скамейка парка.
Центральный вход с двумя совершенно сказочными по форме домиками, слегка напоминающими пряничные, является наиболее замечательным уголком парка.
Центральный вход с двумя совершенно сказочными по форме домиками, слегка напоминающими пряничные, является наиболее замечательным уголком парка.

От главной площади парка и вокруг него протянута сеть пешеходных дорог и тропинок, ведущих в прогулочные аллеи, построенные Гауди из местного камня и за свой причудливый вид получившие название Птичьих гнёзд. Весь парк пронизан духом волшебства, а фантастические формы домиков, дорожек, закоулков стирают границы между архитектурой и природой. Парк также включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1984 года.

Храм Святого Семейства

1891 Гауди предлагают закончить Собор Святого Семейства (Саграда Фамилия). Архитектор соглашается на эту работу и занимается ей вплоть до 1914 года, после чего он больше не проектирует здания.

Идея создания собственного уникального «Собора XX века» настолько поглотила творца, что он стал воспринимать его делом всей своей жизни. Он пытался вытянуть из себя ту самую идею, тот уникальный симбиоз стилей, который был бы достоин этой постройки. Для этого Антонио Гауди некоторое время ни с кем не общался, ведя отшельнический образ жизни в своей мастерской, которая располагалась на стройплощадке. Выходил он из этого состояния только для сбора средств на строительство, так как возводилась церковь исключительно на деньги с пожертвований.

AntonioGaudiSagradaFamilia_Антонио_Гауди

К сожалению, собор так и остаётся недостроенным, а сам Гауди в 1926 году погибает, попав под трамвай как раз неподалеку от проекта всей его жизни. Хоронят его в скрипте храма.

Сегодня здания великого архитектора XX века завораживают своей смелостью форм не только туристов, но и специалистов со всего мира. Однако никакие рассказы и фотографии не смогут передать весь спектр эмоций, которые вы можете почувствовать, увидев эти творения своими глазами.

Источники: ru.wikipedia.org, architime.ru, museum.ru, artchive.ru.

     aewМатериал подготовлен Астукевич Эмилией, студенткой ФКТИ, 2 курс, гр.ДГН

Об авторе: Эмилия Астукевич

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.