На прошедшей недавно 9–й международной конференции «Технологии розничной торговли», ключевым спикером был Steve Winham, генеральный директор крупнейшей сети на Балканах Neptun Serbia. Стив рассказал об основных трендах на рынке розничной торговли, о многоканальности и о применении принципов 6P для возрождения проблемных ритейлеров.

Steve Winham

Старший отраслевой эксперт по розничной торговле «Европейского банка реконструкции и развития», Великобритания, г. Лондон

Профессиональный опыт

2012–2013 гг. — генеральный директор сети Neptun Serbia (входит в Neptun International, является крупнейшей непродуктовой розничной сетью на Балканах, входит в Balfin Group, одну из крупнейших частных бизнес групп на Балканах с годовым оборотом в 500 млн. евро).

В своем выступлении Стив акцентировал внимание участников на том, что белорусским ритейлерам необходимо следить за теми тенденциями, которые наблюдаются на других более развитых и конкурентных рынках.

Кроме того, по его мнению, очень важно в трудные времена придерживаться фундаментальных основ розничного бизнеса, что позволит ритейлерам перейти от «режима выживания» к долгосрочной стратегии развития.

Основные вызовы, с которыми сталкивается розница в Беларуси

Падение потребительской активности и покупательской способности при среднестатистическом ежемесячном доходе $300. В этих условиях ритейлеры чрезмерно фокусируются на ценовых предложениях и акциях. Однако скидки и снижение цен не позволяют развивать бизнес и необходимо искать новые подходы и инструменты.

Годовой розничный оборот в Беларуси составляет $25 млрд. Примерно половина этого оборота приходится на продовольственную розницу.

Мировые тенденции, которые влияют на рынок ритейла

– игроки, которые ориентируются на целевые группы потребителей с высоким доходом и низким доходом чувствуют себя хорошо: в Великобритании Waitrose & John Lewis (высокий сегмент), Lidl и Aldi (низкий сегмент) чувствуют себя отлично,

– специализация на группы со средним доходом не позволяет ритейлерам развивать бизнес: Kohls, Sears, Best Buy and JC борютя за выживание, JC Penney давно объявил распродажу товаров за один цент, Macy’s и Walmart начинают закрыватьмагазины, у Tesco, JS Sainsburys, Morrisons сейчас непростые времена.

– крупные торговые центры теряют популярность из-за влияния интернета, потребители используют оффлайн-магазины, чтобы потрогать товар, а покупают в интернете: за последний год в США не было реализовано ни одного крупного проекта по строительству нового торгового центра,

– потребитель постепенно перестает верить в концепцию Outlet.

Многоканальность +/- (тотальное присутствие или Omni-channel)

Роль многоканальности сегодня возрастает не только в ритейле, но и в B2B-сфере.  Согласно определению, Оmni-channel — это подход к торговле, подразумевающий одновременное использование всех физических (оффлайн) и цифровых (онлайн) каналов коммуникаций и предполагающий инновационную возможность полностью прослеживать путь клиента.

Omni происходит от латинского omnibus («для всех»), а под каналами в данном случае понимаются все способы взаимодействия потребителей с брендом.

Omni-channel — подход, принципами которого являются цельность и согласованность пользовательского опыта.

Главное его преимущество заключается в том, что пользователи свободно переключаются между каналами, например, мобильным устройством, ноутбуком, социальными сетями и офф-лайновым магазином.

Тренды Omni-channel

  • связь с клиентом на всех уровнях (посмотреть онлайн, пообщаться через колл-центр, приехать в магазин),
  • шоуруминг,
  • сравнение цен в магазине,
  • охота на ваучеры/скидки в магазинах,
  • мобильные приложения дают лояльность и продажи (клиенты Walmart, покупающие через мобильные приложения, тратят на 40% больше, чем обычные покупатели в магазине),
  • весь рост в рознице на западных рынках и в США происходит через онлайн каналы,
  • на труднодоступности теряются миллиарды,
  • сложно прогнозировать возвраты,
  • темпы роста онлайн продаж 2014/15: Европа 18,4%; США 22%; Канада 16%,
  • revers showrooming (Заказы онлайн + самовывоз) показывает самый быстрый рост,
  • синергия кросс-форматного брендинга.

Наибольший рост онлайн-продаж наблюдается  в категориях «Электроника» (77%), «Одежда» (76%) и «Услуги» (76%). Самый высокий % онлайн-покупок в Китае, самый низкий — в ЮАР и Нигерии.

Динамика роста онлайн-продаж в мире по странам в наиболее популярных категориях за последние 3 месяца

 Динамика роста онлайн-продаж в мире по странам в наиболее популярных категориях за последние 3 месяца

ИТОГО:

  • по исследованию Mastercard многоканальные покупатели предпочитаю ценность, опыт, и удобство программам лояльности,
  • 50% розничных продаж в США осуществляются онлайн либо затронуты онлайн каналами,
  • успешные компании жёстко привязывают онлайн продажи к физическим точка продаж (например, сети ювелирных магазинов). При этом просмотры онлайн помогают прогнозировать спрос и управлять запасами,
  • продажи онлайн означают, что конкуренты стали ещё ближе,
  • скоро многоканальность будет интегрирована во все каналы розничного бизнеса

Источник: http://belretail.by