Кафедра экономики торговли и услуг как самостоятельное научно-педагогическое подразделение функционирует с 1978 г. после разделения кафедры экономики и организации торговли.

 streamline Адрес: ул.Свердлова 7,корпус 5, к. 207
 phone Тел./факс : +375 17 209-79-80 — И.М. Микулич, зав. кафедрой
 email E-mail: ketor@bseu.by


ОБНОВЛЕНИЕ!

Добавлены вопросы к экзамену (зимняя экзаменационная сессия 2016-17уч.года, для студентов дневной формы обучения факультета коммерции и туристической индустрии ) по дисциплинам: 

«Экономика торговли» — здесь (для студентов  3 курса, гр.ДГС, ДГЗ)

«Экономическая стратегия организации» — здесь (для студентов 4 курса, гр.ДГС, ДГГ)

 

Подготовка специалистов для торговли велась практически с момента образования Белорусского государственного института народного хозяйства им. Куйбышева, а наиболее активно – после Великой Отечественной войны. Первой заведующей кафедрой была кандидат экономических наук, доцент, выпускница Российской экономической академии Маргарита Филипповна Соколова. С 1986 г. кафедрой заведовала Роза Петровна Валевич, с 2008 г. кафедру экономики торговли возглавлял Николай Сидорович Шелег. С 2014 года руководителем кафедры является Микулич Инесса Мечиславовна.MIK

Микулич Инесса Мечиславовна, кандидат экономических наук, доцент. Родилась 21 декабря 1968 года, гп Смиловичи, Червенского района, Минской области. Окончила аспирантуру в 1993 году, докторантуру в 2004 году. Защитила диссертацию в марте 1994 г по теме: «Экономическая эффективность приватизации торговли» 1994 – кандидат наук; 2010 – доцент.
Выполняла научную работу в составе ВТК по теме «Разработка концептуальных подходов и методологии оценок стратегического развития потребительского рынка Беларуси в условиях интеграции» (задание № 15 по теме ТНТ «Экономика и общество»), выполняемой в рамках темы ГПНИ: «Формирование стратегии повышения конкурентоспособности белорусской экономики в условиях устойчивого инновационного развития (Конкурентоспособность экономики)» в 2011-2015гг., раздела исследования: «Гуманитарные науки как фактор развития белорусского общества и государственной идеологии» (История, культура, общество, государство)». В 2012-2013 учебном году принимала участие в работе над темой: «Разработка концептуальных подходов и методологии оценок стратегического развития потребительского рынка Беларуси в условиях интеграции», выполняемой в рамках темы ГПНИ: «Формирование стратегии повышения конкурентоспособности белорусской экономики в условиях устойчивого инновационного развития (Конкурентоспособность экономики)» в 2011-2015гг., раздела исследования: «Гуманитарные науки как фактор развития белорусского общества и государственной идеологии» (История, культура, общество, государство)». Отвечала за подготовку отчета по первому этапу исследования: «Разработка концептуальных подходов к исследованию потребительского рынка (в условиях формирования единого экономического пространства). В 2010-2013 учебном году принимала участие в выполнении хоздоговорной темы «Устойчивое развитие потребительского рынка Республики Беларусь», по разделам «Развитие инновационных потребностей торговых организаций и потребителей», «Обосновать механизм перехода торговли на инновационный тип хозяйствования, обеспечивающий развитие потребительского рынка Республики Беларусь» подраздел 2. «Определение конкурентных преимуществ, стратегических, практических целей использования механизма приспособления при переходе торговли на инновационный тип хозяйствования». Постоянно руководит подготовкой магистрантов, обучающихся в научной и практико-ориентированной магистратурах. Осуществляет руководство студенческими научно-исследовательскими отрядами, научными работами студентов. Председатель учебно-методического Совета по специальности «Коммерческая деятельность». Ведет спецсеминар на кафедре по теме: «Инновационная составляющая развития торговли Республики Беларусь».
Опубликовано 27 научных публикаций.
Кафедра экономики торговли постоянно развивается. В разные годы на кафедре работали доктора экономических наук, профессора А.С. Артемьев, И.Л. Акулич, Н.И. Кабушкин, Г.А. Короленок, профессор Р.М. Карсеко. В настоящее время на кафедре работает 20 преподавателей: 1 доктор. экон. наук, профессора, 1 канд. экон. наук, профессора, 12 канд. наук, доцентов, 6 ассистентов. В состав кафедры входят д.э.н Шелег Н.С., профессор Р.П. Валевич, кандидаты экономических наук, доценты, С.О. Белова, А.В. Владыко, А.И. Ерчак, С.И. Скриба, О.П. Ефимова, И.М. Микулич, И.В. Прыгун, Н.Н. Скриба, И.Б. Тимошенко, Подобед Н.А., Свирейко Н.Е.; ассистенты Л.П. Боган, О.Б. Пароля, Л.В. Чибисова, С.Н. Лапина, Л.С. Пацай, А.Н. Мытник, к.э.н И.А. Леднева. В последние годы кафедра пополняется исключительно выпускниками собственной аспирантуры.

Кафедра экономики торговли — выпускающая. В настоящее время она отвечает за качество подготовки студентов по специализациям «Коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления» и «Коммерческая деятельность на предприятиях общественного питания», а также обеспечивает учебный процесс по 7 специальностям, по которым ведется обучение в БГЭУ. Преподаватели кафедры занимаются со студентами по 30 дисциплинам (в первые годы работы их было всего 5). Кафедра осуществляет методическое руководство по специальности «Коммерческая деятельность» в рамках учебно-методического объединения Министерства образования Республики Беларусь. Коллективом авторов под руководством профессора Р.П. Валевич разработана и апробирована концепция подготовки специалистов высшей квалификации по специальности «Коммерческая деятельность», которая реализована в образовательном стандарте данной специальности, учебных планах, программах специальных дисциплин и дисциплин специализаций, в курсовых, дипломных и научных работах.
В настоящее время кафедра активно сотрудничает с «Консалтторгцентром БГЭУ» в области переподготовки студентов и повышения квалификации практических работников торговли.
Учебный процесс постоянно совершенствуется: обновляются традиционно преподаваемые курсы, разрабатываются (с учетом результатов научно-исследовательской работы преподавателей кафедры) новые курсы, отражающие процессы формирования рыночной экономики, тенденции изменения методологии и методики хозяйствования, развития мирового хозяйства. Для получения исходной информации, необходимой при проведении практических занятий, самостоятельной работы студентов, для выполнения курсовых работ и индивидуальных заданий, на кафедре разработан компьютерный вариант модели современного торгового предприятия, создан банк первичной и статистической информации о деятельности отрасли и отдельных предприятий. Все это повышает качество учебного процесса и уровень знаний студентов. Выпускники выдерживают серьезные конкурсные отборы на занятие вакантных должностей, некоторые продолжают обучение в аспирантуре за рубежом.
В учебном процессе широко используются новые образовательные технологии, обеспечивающие единство учебного и научного процессов: индивидуальный подход к студентам, тестирование, деловые игры, решение реальных хозяйственных ситуаций, использование ПЭВМ, рейтинговая оценка успеваемости студентов, раздаточный материал, написание исследовательских рефератов, проведение студенческих конференций по завершении изучения отдельных дисциплин.
На кафедре успешно реализуется авторская концепция подготовки магистрантов по направлениям «Торговое дело», «Ресторанный бизнесс» и «Экономика инноваций и предпринимательства», работает аспирантура, причем подготовка кадров высшей квалификации ведется и для других вузов Республики Беларусь. Кафедра выступает в качестве оппонирующей организации по диссертациям как белорусских, так и зарубежных ученых.
По итогам выполненных исследований проводятся международные, научно-практические конференции, готовятся публикации. В 1989—2001 гг. изданы: «Хозяйственный механизм в торговле: опыт, проблемы, поиски решений» (1989 г.), «Словарь менеджера» (1992 г.), «Тлумачальны слоушк гандлёвых тэрмшау» (1995 г.), «Экономика торговых предприятий» (1996 г.), «Бизнес-планирование в торговле» (2000 г.), «Экономика общественного питания» (2000 г.), «Ценообразование» (2001 г.) и др.

В последнее время изданы: «Экономика организаций торговли» (2010), «Экономика торговли» (2012), «Инфраструктура товарного рынка» (2012), «Экономика гостиниц и ресторанов» (2013),  «Концептуальные подходы к исследованию  потребительского рынка (в условиях формирования ЕЭП)» (2012), «Бизнес-планирование» (2012), «Стратегия развития потребительского рынка с учетом глобализации и интеграции» (2014), «Международная торговля» (2014) и др.

По итогам НИР ежегодно проводятся смотры научных работ студентов. Активное участие в НИР позволяет студентам еще в студенческие годы публиковаться в сборниках молодых ученых, журналах и тем самым осознанно принимать решение о поступлении в аспирантуру.
Кафедра имеет тесные творческие связи с родственными вузами России, Украины, Прибалтики, а также с Министерством торговли Республики Беларусь, управлениями торговли облисполкомов, Главным управлением потребительского рынка Минска, торговыми организациями и предприятиями.
Комплексная работа, проводимая кафедрой в области подбора, подготовки, воспитания педагогических кадров, совершенствования учебной, методической и научно-исследовательской деятельности, создала кафедре имя в республике и за ее пределами. Кафедрой накоплен опыт работы с иностранными студентами. Обучение экономике торговли проходили граждане Болгарии, Чехии, Польши, Того, Мали, Коста-Рики, Лаоса, Китая, Туркменистана и других стран. После окончания обучения в БГЭУ они стали достаточно известными людьми в политике, коммерции, экономике своих государств.