Кафедра экономики торговли и услуг

Кафедра экономики торговли и услуг как самостоятельное научно-педагогическое подразделение функционирует с 16 июня 1933 года с момента создания Белорусского государственного экономического университета (до января 1992 г. Белорусский государственный институт народного хозяйства им. В. В. Куйбышева). В 1933 году это была «кафедра экономики и планирования советской торговли», с 1934 года – «кафедра советской и кооперативной торговли» (заведующий – доцент Ф.П. Садовский). С 1959 года – «кафедра экономики и организации торговли» (заведующий – д. э. н., профессор Артемьев А.С.), с 1978 года –  это «кафедра экономики торговли» (заведующий – Соколова М.Ф., Валевич Р.П., Шелег Н.С., Микулич И.М.), а с 1 июля 2016 г. –  «кафедра экономики торговли и услуг».

 streamline Адрес: ул.Свердлова 7,корпус 5, к. 207
 phone Тел./факс : +375 17 209-79-80 – И.М. Микулич, зав. кафедрой
 email E-mail: ketor@bseu.by


 

Подготовка специалистов для торговли велась практически с момента образования Белорусского государственного института народного хозяйства им. Куйбышева, а наиболее активно – после Великой Отечественной войны. Первой заведующей кафедрой была кандидат экономических наук, доцент, выпускница Российской экономической академии Маргарита Филипповна Соколова. С 1986 г. кафедрой заведовала Роза Петровна Валевич, с 2008 г. кафедру экономики торговли возглавлял Николай Сидорович Шелег. С 2014 года руководителем кафедры является Микулич Инесса Мечиславовна.MIK

Заведующий кафедрой Микулич Инесса Мечиславовна, кандидат экономических наук, доцент. Родилась 21 декабря 1968 года, гп Смиловичи, Червенского района, Минской области. Окончила аспирантуру в 1993 году, докторантуру в 2004 году. Защитила диссертацию в марте 1994 г по теме: «Экономическая эффективность приватизации торговли» 1994 – кандидат наук; 2010 – доцент.

Выполняла научную работу в составе ВТК по теме «Разработка концептуальных подходов и методологии оценок стратегического развития потребительского рынка Беларуси в условиях интеграции» (задание № 15 по теме ТНТ «Экономика и общество»), выполняемой в рамках темы ГПНИ: «Формирование стратегии повышения конкурентоспособности белорусской экономики в условиях устойчивого инновационного развития (Конкурентоспособность экономики)» в 2011-2015гг., раздела исследования: «Гуманитарные науки как фактор развития белорусского общества и государственной идеологии» (История, культура, общество, государство)». В 2012-2013 учебном году принимала участие в работе над темой: «Разработка концептуальных подходов и методологии оценок стратегического развития потребительского рынка Беларуси в условиях интеграции», выполняемой в рамках темы ГПНИ: «Формирование стратегии повышения конкурентоспособности белорусской экономики в условиях устойчивого инновационного развития (Конкурентоспособность экономики)» в 2011-2015гг., раздела исследования: «Гуманитарные науки как фактор развития белорусского общества и государственной идеологии» (История, культура, общество, государство)». Отвечала за подготовку отчета по первому этапу исследования: «Разработка концептуальных подходов к исследованию потребительского рынка (в условиях формирования единого экономического пространства). В 2010-2013 учебном году принимала участие в выполнении хоздоговорной темы «Устойчивое развитие потребительского рынка Республики Беларусь», по разделам «Развитие инновационных потребностей торговых организаций и потребителей», «Обосновать механизм перехода торговли на инновационный тип хозяйствования, обеспечивающий развитие потребительского рынка Республики Беларусь» подраздел 2. «Определение конкурентных преимуществ, стратегических, практических целей использования механизма приспособления при переходе торговли на инновационный тип хозяйствования». Постоянно руководит подготовкой магистрантов, обучающихся в научной и практико-ориентированной магистратурах. Осуществляет руководство студенческими научно-исследовательскими отрядами, научными работами студентов. Председатель учебно-методического Совета по специальности “Коммерческая деятельность”. Ведет спецсеминар на кафедре по теме: «Инновационная составляющая развития торговли Республики Беларусь».
Опубликовано 27 научных публикаций.

Кафедра экономики торговли и услуг постоянно развивается. В настоящее время на кафедре работают 20 преподавателей: 1 доктор экономических наук, профессор; 1 кандидат экономических наук, профессор; 13 кандидатов экономических наук; 5 ассистентов. До 1990-х гг. подготовка кандидатов наук по экономике торговли велась, в основном, в вузах России, Украины. В последние годы кафедра пополняется преимущественно выпускниками собственной аспирантуры.

Кафедра экономики торговли и услуг является выпускающей специалистов с высшим образованием по двум специализациям: 1-25 01 10 18 “Коммерческая деятельность на предприятии общественного питания”, 1-25 01 10 02 “Коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления” (на базе общего среднего, среднего специального) специальности “Коммерческая деятельность” и обеспечивает методическое руководство по указанной специальности в рамках учебно-методического объединения Министерства образования Республики Беларусь.

Получение образования по специальности «Коммерческая деятельность» позволяет получить обширное образование, позволяющее продолжить обучение в магистратуре по любой специальности. На кафедре успешно работает магистратура (научно- и практико-ориентированная) и аспирантура. Кафедрой осуществляется обучение магистрантов:

Научно-ориентированная магистратура по специальности 1-25 80 04 «Экономика и управление народным хозяйством».

  Практико-ориентированная магистратура:

1) специальность 1-25 81 02 «Экономика» по направлению «Экономическое и антимонопольное регулирование».

2) специальность 1-25 81 09 «Коммерческая деятельность» по следующим направлениям:

  • «Торговое дело»
  • «Экономика предпринимательства и инноваций»
  • «Ресторанный бизнес в индустрии гостеприимства»
  • «Биржевая торговля»
  • «Экономика и управление торговым бизнесом».

 3) специальность 1-25 81 12 «Экономика и управление на рынке недвижимости»  по следующим направлениям:

  • «Оценка недвижимости и бизнеса».

Подготовка кадров высшей квалификации через аспирантуру ведется по специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством  как для собственных целей, так и для других вузов Республики Беларусь, других кафедр БГЭУ, учреждений и организаций страны.

В целях обеспечения высокого качества подготовки специалистов постоянно совершенствуется учебный процесс: разработан образовательный стандарт специальности, типовые и учебные планы; обновлены преподаваемые и разработаны по итогам научно-исследовательской работы преподавателей кафедры новые курсы, отражающие процессы формирования рыночной экономики, тенденции изменения методологии и методики хозяйствования, развития международной торговли, мирового хозяйства; собран банк первичной и статистической информации о деятельности отрасли и отдельных торговых организаций. Преподаватели кафедры постоянно работают над формированием у студентов устойчивых профессиональных знаний с тем, чтобы выпускники БГЭУ получали диплом ВУЗа, как высококвалифицированные экономисты способные решать важные государственные и хозяйственные задачи и решать проблемы развития потребительского рынка страны, торгового и ресторанного бизнеса.

На кафедре к чтению лекций и руководству дипломными работами и другой педагогической и научно-исследовательской работе широко привлекаются практики и работники научных учреждений Беларуси и г. Минска: специалисты и руководители Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Министерства экономики Республики Беларусь,  Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома, научные сотрудники института экономики НАН Беларуси, научно-исследовательского института Министерства экономики Республики Беларусь, НИИ Белкоопсоюза, Белорусской Республиканской торгово-промышленной палаты и др.

В учебном процессе широко используются новые образовательные технологии, обеспечивающие единство учебного и научного процессов, тестирование, деловые игры, кейс-методы, решение реальных хозяйственных ситуаций, рейтинговая оценка успеваемости студентов, мультимедийные презентации, раздаточный материал, написание исследовательских рефератов, эссе по важнейшим темам, проведение студенческих конференций по завершению изучения отдельных дисциплин, защита курсовых работ в комиссиях с использованием современных информационных технологий, предзащита дипломных работ. Практику студенты проходят на крупнейших предприятиях республики, занимающих ведущее место в своей сфере.

За годы функционирования кафедры сложилось несколько направлений научной работы – экономическая оценка состояния и прогнозирования потребительского рынка и его инфраструктуры в современных условиях глобализации и интеграции, инновации в торговле и общественном питании, разработка методологии хозяйствования в торговой отрасли и поиск путей повышения эффективности деятельности торговых организаций, проблемы международной торговли и экономической интеграции, проблемы гостиничного и ресторанного бизнеса, экономики предприятий придорожного сервиса и быстрого обслуживания. К кафедральным научным исследованиям широко привлекаются студенты, магистранты, аспиранты. Итоги выполненных научных исследований кафедры использованы при подготовке монографий, учебников, учебных пособий, доложены на многих международных научно-практических конференциях, опубликованы в их материалах, научных сборниках, журналах. Результаты исследований стали основополагающими для многих научных и учебно-методических публикаций.

Кафедрой подготовлено и опубликовано множество научных изданий, статей, докладов, среди которых за последнее время можно выделить:

  1. Бизнес-планирование: учеб. пособие с грифом Министерства образования Республики Беларусь / А.В. Владыко, Р.П. Валевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 455 с.
  2. Конкурентоспособность организации: практикум / С.О. Белова, С.Н. Лапина, И.А. Леднёва, О.Б. Пароля-Тесленок. – Минск: БГЭУ, 2018. – 199 с.
  3. Концептуальные подходы к исследованию потребительского рынка (в условиях формирования ЕЭП): монография / Н.С. Шелег, И.М. Микулич [и др.]. – М.: СИА, 2012. – 132 с.
  4. Лапина, С.Н. Управление результативностью труда: теория, методология, практика : моногр. / С.Н. Лапина. Lambert Academic Publishing. – Germany. – 2017.
  5. Международная торговля: учеб. пособие / Н.С. Шелег [и др.]; под ред. Шелега Н.С., Енина Ю.И. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 496 с.
  6. Прыгун, И.В. Экономика торговой организации: лабораторный практикум / И.В. Прыгун, С.И. Кабушкина. – Минск: БГЭУ, 2016. – 167 с.
  7. Прыгун, И.В. Экономика торговой организации: лабораторный практикум / И.В. Прыгун, С.И. Кабушкина. – 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2017. – 179 с.
  8. Стратегия развития потребительского рынка с учетом глобализации и интеграции: монография / Н.С. Шелег, И.М. Микулич и др., 2014. – М.: СИА. – 193 с.
  9. Шелег, Н.С., Енин, Ю.И. Инфраструктура товарного рынка: учеб. пособие / Н.С. Шелег, Ю.И. Енин. – Минск, 2012. – 412 с.  
  10. Шелег Н.С., Шелег С.Н. Современные тенденции развития внешней торговли Беларуси : моногр. / под. ред. Н.С. Шелега. – Минск: СИА, 2017. – 136 с.
  11. Экономика гостиниц и ресторанов: практикум / О.П. Ефимова-Стадник [и др.]; под ред. О.П. Ефимовой-Стадник. – Минск: БГЭУ, 2013. – 206 с.
  12. Экономика организаций торговли: учеб. пособие / под ред. Р.П. Валевич, Г.А. Давыдовой. – Минск: БГЭУ, 2010. – 671 с.
  13. Экономика торговли : учеб. пособие / Н.С. Шелег [и др]; под общ. ред. Н.С.Шелега, Р.П. Валевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 559 с.

 

Выпускники кафедры в настоящее время занимают ведущие должности в различных министерствах и ведомствах, головных управлениях государственных предприятий, ведущих торговых организациях традиционной розницы г. Минска ОАО «ГУМ», ОАО «ЦУМ Минск», ООО «Торговый Дом «На Немиге», в руководстве крупнейших торговых сетей, таких как Евроопт (ООО «Евроторг»), Рублевский (СООО «Белинтерпродукт»), Корона (ООО «Табак-Инвест») и др.  Во многом от их решений  зависит настоящее и будущее торгового бизнеса в Республике Беларусь.