Торговые центры Минска столкнулись с дефицитом операторов — заполняемость объектов на момент открытия снизилась за два года с 70—80% до 30—40%. Об этом рассказал руководитель проектов по торговой недвижимости «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса» Дмитрий Дробышев.

Кризис на рынке коммерческой недвижимости может продлиться еще год-полтора. Торговые центры продолжат открываться, однако обрастать магазинами они будут медленно. Работающие в стране ретейлеры ослабляют свою активность, опасаясь макроэкономической неопределенности и снижения покупательской способности. По этим же причинам переносят сроки выхода в Беларусь мировые бренды.

«Последние два года Минск переживает стремительный рост числа торговых и торгово-развлекательных центров, который продлится еще минимум год. Вот только пока они открываются, торговые сети, которые должны освоить вакантные площади, пересматривают свои планы, причем нередко в сторону оптимизации и сокращения числа магазинов», — отметил эксперт.

В то же время торговые центры стали доступнее для арендаторов — в среднем ставки снизились за год почти на 40%. Многие девелоперы пошли на уступки — от арендных каникул на несколько месяцев до участия в ремонте помещения. Аренда перестала быть для ретейлера сдерживающим фактором развития бизнеса. Торговых операторов сейчас больше волнует нехватка покупателей.

Привлечением потребителей занялись и управляющие торговыми центрами: стали проводить праздничные мероприятия, устраивать совместные акции. Благодаря торговым центрам «Трюм», «Титан» и «Галилео» в Минск пришел формат «черных пятниц». Кроме того, в комплексах появились детско-развлекательные центры, кинотеатры, контактные зоопарки и фудкорты. «Все это направлено на то, чтобы привлечь и задержать покупателя. В некоторых местах начинается „борьба за трафик“, когда расположенные друг напротив друга торговые центры пытаются перетянуть к себе посетителей», — пояснил Дмитрий Дробышев.

Наиболее уверенно себя чувствуют популярные торговые центры, открытые за последние три года. «Больше опасений вызывают новые объекты. Одни торговые центры перенесли официальный запуск на 2016 год, другие — открылись всего с несколькими магазинами. Все это не лучшим образом сказывается на их репутации — пустота и тишина отпугивают посетителей», — добавил эксперт.

Интерес для рынка представляют тематические объекты. «Мебельные и интерьерные центры, вроде „Трюма“ или „Града“, быстро нашли как арендаторов, так и покупателей. В текущем году к ним добавился „Ленинград“, а в будущем откроется „Галерея интерьера“ в комплексе „Тивали“. Небольшие объекты с четкой специализацией сейчас востребованы, рынок будет развиваться в этом направлении», — отметил руководитель проектов.

В 2016 году Минск получит более 120 тыс. кв. м торговых площадей. «С одной стороны, это достаточно большой объем, который рынок не в состоянии освоить, с другой — минчане обеспечены современными торговыми площадями гораздо хуже, чем жители Парижа, Праги или Варшавы. Так что торговые центры рано или поздно найдут своих продавцов и покупателей, но их ожидание может оказаться весьма болезненным при наличии кредитной нагрузки», — считает представитель «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса».

Строящиеся ТЦ все еще заставляют шопоголиков томиться и ждать, храня за закрытыми дверями пока не наполненные продуктами потребления этажи. Тем не менее два последних года оказались довольно плодовитыми — один за одним открывались торгово-развлекательные центры разных площадей.

В прошлом году Onliner.by представил топ самых крупных торговых центров в Минске.  Рейтинг на сегодня выглядит следующим образом.

10. «Новая Европа» на Сурганова, 15 100 кв. м

Стеклянное здание нестандартной формы, которая одним кажется несуразной, а другим — вполне стильным решением, открылось в 2011 году. Торговыми являются первые три этажа. В них уместились сотни брендовых магазинов, несколько кафе, пиццерия, бильярдный клуб, гейм-зона, аттракционы для детей.

9. «Корона» на Кальварийской, 16 800 кв. м

Это один из самых излюбленных гипермаркетов горожан, потому как продовольственные покупки здесь можно сочетать с вещевым шопингом — достаточно подняться на второй этаж. Его занимает «Модный молл» с известными брендами одежды, «Корона Техно» и детский развлекательный центр.

8. «Скала» на Петра Глебки, 18 400 кв. м

Скала заполнила пустующую нишу — на Притыцкого до недавних пор не было ни одного торгового центра. Название отсылает к экстерьеру здания в виде каменистого склона. На цокольном этаже работает гипермаркет Green. На первом этаже размещаются в основном магазины одежды, на втором — галерея обувных брендов.

7. Grad на Тимирязева, 23 700 кв. м

Сюда люди съезжаются ради основательных покупок — мебели, сантехники, предметов интерьера. На 2—5-м этажах расположены более 300 магазинов по продаже мебели, сантехники, строительно-отделочных материалов и аксессуаров. 6 и 7-й этажи отведены под развлекательную функцию: боулинг, ресторан, детский центр, бильярдный клуб.

6. Galileo на Бобруйской, 23 600 кв. м 

Galileo выделяется своим расположением. По мнению девелоперов, оно очень удачное — на крупном транспортном узле, возле вокзала, в центре города. Неудивительно, что здесь людно с утра до вечера. Здание состоит из административно-офисной части, семиэтажного торгово-развлекательный центра, кинотеатра и паркинга.

5. «Столица» на Независимости, 25 000 кв. м

Ветеран среди торгово-развлекательных центров появлялся с 2003 по 2006 годы. В подземном комплексе есть три этажа, отданных под торговлю и общественное питание. Примечательно, что здесь представлено много магазинов белорусских производителей одежды, обуви, продуктов и алкоголя — немудрено, ведь в «Столицу» часто заглядывают иностранные гости.

4. «Титан» на Дзержинского, 27 500 кв. м

Новичок в списке. «Титан» открывался постепенно и в полную силу заработал лишь недавно. Комплекс сочетает в себе офисное здание, торговый центр, кинотеатр, фитнес-центр и множество других объектов, среди которых крупный продовольственный магазин, магазин бытовой техники, семейный развлекательный центр, кафе и даже ЗАГС.

3. Arena City на проспекте Победителей, 31 000 кв. м

Arena City вмещает в себя более 70 магазинов-бутиков, супермаркеты ProStore и «Электросила», ресторан, кинотеатр, фуд-корт. Здание центра закрыло жителям элитных домов вид на проспект, зато подарило возможность затариться, буквально шагнув за порог.

2. Expobel на пересечении МКАД и Логойского тракта, 33 000 кв. м

Как уже упоминалось, Expobel — самый первый в Минске торгово-развлекательный центр европейского формата. Сегодня он предлагает посетителям гипермаркет, супермаркет бытовой техники и электроники, более 70 магазинов, отделения нескольких банков, салон красоты, рестораны, боулинг-клуб на 16 дорожек, два детских развлекательных центра и казино.

1. «Замок» на Победителей, 39 100 кв. м

Несменный лидер рейтинга. Примечателен он не только тем, что стал самым крупным торгово-развлекательным центром в Беларуси, но и своей интересной архитектурой в виде средневекового замка. На первом этаже разместились гипермаркет «Корона», супермаркет «Корона Техно», магазины и салоны. Второй и третий этажи занимают около 150 бутиков одежды и обуви. Четвертый — зона отдыха и развлечений.

( Авторы статьи: Николай Градюшко, Лора Нагапетян  http://realt.onliner.by/ )

В целом, появление современных комплексов, укрупнение брендовых сетей и усиление борьбы за покупателя практически не оставляют шансов мелким торговцам. Такое мнение высказал ведущий эксперт «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса» Дмитрий Дробышев.

Торговые центры переориентируются на сетевых операторов: практически все современные комплексы спроектированы под магазины крупных и средних размеров. Объекты, ранее работавшие на мелких арендаторов, пересматривают стратегии: осуществляют перепланировку, привлекают крупных ретейлеров, пусть даже по более низким ставкам. Собственники ищут способы повысить качественные характеристики торговых центров, чтобы не остаться в конечном счете без покупателей.

Схожая тенденция уже наблюдалась в крупных европейских городах. «Приход мощных брендов, которые способны открыть магазин площадью в несколько тысяч „квадратов“ и при этом за счет масштабов предложить товары по относительно низким ценам, привел к тому, что покупатели отвернулись от небольших торговцев. Минск развивается по такому же сценарию», — отметил эксперт.

Павильоны и рынки в Минске останутся, но сильно поредеют. Небольшие фирмы и предприниматели, имеющие конкурентные преимущества, смогут и дальше работать с целевой аудиторией, в том числе расширять географию за счет интернета. «Но в целом павильонная и рыночная (базарная) торговля уверенно движется к своему закату. Потребитель становится более взыскательным и ожидает большего комфорта от торгового центра и расположенных в нем магазинов», — убежден Дмитрий Дробышев.

Мелким торговцам становится все сложнее выдержать конкуренцию. «Обязательная сертификация продукции легкой промышленности сыграла определенную, но далеко не решающую роль. Нужно смотреть шире: либо ты развиваешься качественно (размещение в современном торговом центре, продуманная выкладка, ассортимент и вывеска), либо миришься с тем, что теряешь долю», — пояснил аналитик.

Чтобы привлечь крупных операторов, торговые центры переходят на современные проекты с открытым пространством, высокими потолками и удобной навигацией. Вместо коридоров с павильонами строятся атриумы («Замок», MOMO, Galleria Minsk, Dana Mall). Развитие получили объекты в стилистике шоу-рума, примером которого в Минске выступает мебельный центр «Трюм». Новый для Минска формат мог бы принести торговый центр «Сеница», больше известный как «Деревня гипермаркетов».

Торговые центры Минска ожидает серьезная борьба за трафик. «Покупательская способность покупателей снижается. Для того чтобы наполнить объект посетителями, нужно быть более интересным, оригинальным и активным. Профессиональные девелоперы это осознают, стараясь работать не только с арендаторами, но и с потребителями. Торговый центр превращается в место не только покупок, но и комфортного отдыха», — подытожил Дмитрий Дробышев.

По материалам http://realt.onliner.by/